top of page

Как Узбекистан оказался на пороге бума супермаркетов


Розничная торговля в Узбекистане скоро войдет в период взрывного роста, пишет Financial Times. Сектором розничной торговли Узбекистана уже вовсю интересуются зарубежные инвесторы.
В сектор супермаркетов Узбекистана ожидается быстрый рост. На рост крупнейшего в Центральной Азии продуктового рынка указывают несколько факторов — населения страны в 35 миллиона человек, который продолжает расти, а также смещение культуры покупок с традиционных восточных базаров в сторону современной розницы — сетевых магазинов и супермаркетов.
Сегодня данный сегмент привлекает иностранные инвестиции. В феврале 2020 году ЕБРР за $40 млн купил долю в компании, управляющей сетью супермаркетов korzinka.uz.
В прошлом же году в Ташкенте открылся первый супермаркет Carrefour. Французская сеть начала работу в Узбекистане раньше других международных продовольственных ритейлеров. Позднее Carrefour открыла еще две торговые точки, а в сентябре — гипермаркет. Компания намерена вкладывать в Узбекистан по $100 млн долларов.
Ален Беджани, глава управляющей брендом Carrefour в Узбекистане компании Majid Al Futtaim, объяснил выбор Узбекистана в качестве стартовой площадки для входа на рынки Центральной Азии.
«Если все будет по-прежнему, как есть, то это действительно хороший старт для рынка», - говорит Ален Беджани, глава базирующейся в ОАЭ компании Majid Al Futtaim, местного оператора Carrefour.
Среди других международных розничных торговцев, которые хотят выйти на узбекский рынок в прошлом году, - российский дискаунтер FixPrice и белорусская компания Baraka Market, которая к концу года планирует открыть в стране 400 небольших супермаркетов.
С началом президентства Шавката Мирзиёева, в Узбекистане начались экономические реформы для привлечения иностранного бизнеса. По словам официальных лиц Узбекистана, серьезной причиной недавнего расширения розничной торговли стало низкое участие государства в данном секторе. Теперь государство хочет повторить успех розничной торговли в других секторах экономики и поощряет приватизацию в экономике.
В интервью Financial Times министр финансов Узбекистана Тимур Ишметов заявил, что «розница, продажа продуктов питания сегодня одна из самых бурно растущих сфер. Причина в том, что это один из немногих секторов без государственного присутствия. Государство не владеет магазинами и ресторанами, поэтому они быстро растут».
Глава korzinka.uz Зафар Хашимов в своём комментарии отметил рост и консолидацию в сфере розницы с началом реформ.
«Я не знаю более либеральной отрасли в Узбекистане», — добавил бизнесмен.
По его оценке, размер рынка розницы в стране находится в промежутке $6−8 млрд, из которых на «организованную розницу» приходится 7−10%. Предприниматель ожидает увеличения доли супермаркетов в 3 раза за следующие пять лет.
По данным Carrefour и других иностранных наблюдателей, на супермаркеты приходится лишь 4% розничных продаж, однако потенциальный рост еще внушительнее. Пока основная часть торговли идёт через базары, но все игроки розничного рынка готовятся к стремительному расширению.
К примеру, korzinka.uz к 2025 году планирует расширить сеть до 140 локаций, а Carrefour рассчитывает удвоить продажи в Узбекистане и открыть от 4 до 6 точек только в 2021 году.
Крупнейшая сеть магазинов Узбекистана Makro намеревается достичь тысячи магазинов в течение пяти лет. Глава Makro Роман Сайфулин назвал нынешний момент «началом золотого века для розницы».
Узбекские потребители, как и потребители в остальной части Центральной Азии, традиционно предпочитали базары и играли важную социальную роль. Но пандемия и ограничительные меры способствовали переориентации покупателей с базаров на супермаркеты. Сайфулин признает, что супермаркеты по-прежнему проигрывают базарам в продаже свежих фруктов и овощей.
Тем не менее, супермаркеты делают ставку на упрощение процесса покупки и оформления заказа с помощью новых технологий, таких как системы онлайн-заказов и платежные системы «сканирование и отправка».
«Мы сделали ставку на электронную торговлю, но понимаем, что сегодня она не приносит больших денег», - говорит Сайфулин. «Это связано с культурой, системами онлайн-платежей, доверием людей и физическими способностями людей выполнять эти заказы. Но через два-три года — это будет. И тот, кто будет первым, лучше всех почувствует рынок.
«Бизнес в супермаркетах - это не спринт. Это марафон», — так Сайфулин охарактеризовал причины ориентации на долгосрочную перспективу.

Comments


  © «Uzpressinfo».  Новости Узбекистана
  почта: info@uzpessinfo.uz

bottom of page