Financial Times: Узбекистан возлагает надежды на возобновляемые источники энергии
- UzPress.info

- 13 сент. 2021 г.
- 3 мин. чтения

Отключение электроэнергии давно преследует это центральноазиатское государство. Ожидается, что программа чистой энергии стоимостью 6,5 млрд долларов изменит положение дел в стране.
Поскольку Узбекистан стремится к углеродной нейтральности к 2050 году и региональному доминированию в области возобновляемых источников энергии, первый из его многочисленных зеленых проектов только что осуществился – в конце августа открылась первая в стране солнечная электростанция «Нур Навои» на 100 МВт.
Исторически государство полагалось на сжигание собственного газа для производства энергии, но теперь солнечная и ветровая энергия обходится дешевле. Таким образом, Узбекистан планирует к 2030 году довести долю солнечных электростанций в производстве электроэнергии более 25 %. Официальные лица также рассматривают этот сдвиг как потенциальный экономический рост.
Аналитики считают, что такая стратегия может помочь стране преодолеть отключения электроэнергии, которые уже давно подорвали экономику и повседневную жизнь.
По словам президента Шавката Мирзиёева, проект «Нур Навои», построенный в партнерстве с компанией Masdar из ОАЭ, дочерняя структура фонда национального благосостояния Mubadala, является первым из 19 проектов в области возобновляемой энергетики, запланированных на следующие пять лет, стоимостью 6,5 млрд долларов.
При быстрорастущем населении в 34 млн. человек и растущей экономике правительство ожидает, что спрос на электроэнергию вырастет почти на 50 процентов в следующие пять лет, до 100 млрд. Квт в год.

В 21 веке зеленая экономика и возобновляемые источники энергии станут основой устойчивого экономического развития.
Это первая в Узбекистане солнечная электростанция с участием государственно-частного партнерства. По данным ЕБРР, проект был профинансирован и построен компанией Masdar. Кроме того, были привлечены инвестиции в размере 60 млрд. долларов в качестве кредита от ЕБРР и АБР.
В будущем Masdar планирует профинансировать и построить еще три солнечных проекта в Узбекистане. Кроме того, компания работает над крупнейшей ветроэлектростанцией в Центральной Азии, которая, как ожидается, будет вырабатывать 1,5 ГВт в год в 2024 году.
Узбекистан делает ставку и на гидроэнергетику: заявлено 62 проекта, включая как новое строительство, так и реконструкцию. Согласно стратегии министерства энергетики, к 2030 году эти станции будут вырабатывать 13% от общего энергобаланса,
В целом, согласно энергетической стратегия, Узбекистан будет производить 45% электроэнергии на электростанциях, использующих природный газ, 17% на солнечных электростанциях, 8% на АЭС и 6 % на угле.
Кроме того, правительство планирует превратить Узбекистан в потребителя и производителя электромобилей. По его словам, в стране пока всего 360 таких машин и для того, чтобы заинтересовать населения электромобилями, государство рассматривает возможность субсидирования.
Аналитики считают, что переход Узбекистана к возобновляемым источникам энергии оправдан с учетом внутреннего дефицита электроэнергии.
«Одним из ключевых факторов, способствующих развитию возобновляемых источников энергии в Узбекистане, является колоссальная нехватка энергии в стране, особенно в регионах», - говорит Бен Годвин, заместитель директора Prism Political Risk Management.
«Учитывая скорость, с которой возобновляемые источники энергии могут увеличивать мощность, они являются очень привлекательным вариантом для Узбекистана», - поясняет он, добавляя, что страна уже является региональным лидером в развитии возобновляемой энергетики, где только Казахстан демонстрирует показывает сопоставимый уровень инвестиций.
По словам Годвина, Узбекистан является производителем урана и редкоземельных металлов, что делает его важным участником глобальной цепочки поставок с низким содержанием углерода. Использование урана для производства атомной энергии - еще один логический шаг для Узбекистана, который совместно с Росатомом планирует построить свою первую атомную электростанцию. Проект был согласован еще в 2018 году, но строительство еще не началось.
Скотт Ошерофф, главный инвестиционный директор фонда Asia Frontier Capital Uzbekistan, считает, что для Узбекистана было бы разумно отказаться от проектов солнечной и ветровой энергии и вместо этого сосредоточиться на атомных станциях, которые производят непрерывную электроэнергию.
«Узбекистан входит в десятку крупнейших производителей урана и выиграет от перехода использования углеводородов к ядерной энергии, даже с учетом скачка солнечной и ветровой энергии, которые не являются базовой нагрузкой и обычно поддерживаются электростанциями, работающими на природном газе», - утверждает он.
«С учетом имеющейся распределительной сетью Узбекистан не сможет стать самодостаточным в производстве электроэнергии и стать региональным экспортером», - заключает аналитик.
Источник: FT.com




Комментарии